Золотой стандарт в ЭКО

Один из лучших специалистов ЭКО в мире Маркус НИЦШКЕ дает оценку работе сети клиник «Экомед».


     Маркус уникальный специалист, практикующий и обучающий по всему миру. Он неоднократно проводил тренинг и для казахстанских врачей, делился опытом и даже консультировал наших пациентов. Это тот доктор, который уже много лет на практике доказывает — новейшие репродуктивные технологии могут и должны быть доступны большему числу людей, что возможно только при снижении их стоимости. Специалист такого уровня не подвергает сомнению качество, Маркус лишь за рациональное использование ресурсов и — обязательно — за доверие врачам. Специально для читателей журнала «Репродуктология» Маркус рассказал о мировых тенденциях преодоления бесплодия. А также объяснил, чем отличается «дорогой» протокол от экономичного и при каких показаниях стоит выбрать именно экономичный вариант.  — Последние несколько лет я наблюдаю устойчивую тенденцию во всем мире, — рассказывает Маркус, — репродуктологи предпочитают замораживать материал и разделять цикл стимуляции и цикл подсадки. А кроме того, стараются по возможности использовать меньшие дозы препаратов. Оба подхода позволяет свести к минимуму возможность проявления синдрома гиперстимуляции (СЯ) и его влияние на результат. Шансы на наступление беременности повышаются, а риски уменьшаются. Меня очень радует, что сеть клиник «Экомед», за деятельностью которой я наблюдаю уже давно, активно использует самые передовые подходы в решении проблем бесплодия. И метод малой стимуляции у вас прекрасно прижился. Проблема Казахстана, как и многих других развивающихся стран, в том, что финансовые возможности людей зачастую ограничены.

     Сейчас примерно восемьдесят миллионов семейных пар во всем мире хотели бы применить ЭКО, но не могут себе этого позволить из-за высокой стоимости технологии. Метод изначально появился в высокоразвитых странах и был рассчитан на состоятельных пациентов.  Но сейчас ситуация меняется, и вот что я могу сказать: существует так называемый золотой стандарт, основанный на дорогостоящих препаратах именитых фармкомпаний. Если пациент может себе позволить этот метод, то, конечно, надо максимально использовать шанс. Но не стоит забывать, что существуют и менее затратные способы. Например, с использованием аналога дорогостоящего препарата, который тоже дает хорошие результаты, а стоимость протокола ЭКО снижается в разы! Сеть клиник «Экомед» использует этот метод уже на протяжении восьми лет, и ваши врачи накопили большой собственный опыт.  Несколько лет назад «Экомед» представил свои наработки в мало затратном ЭКО на одном из европейских конгрессов по репродуктивной медицине, и эта презентация имела большой успех. Вот почему я верю, что через несколько лет Казахстан сможет учить другие страны, как использовать этот метод эффективно.


— Сложно это представить, ведь мы привыкли считать, что за новыми медицинскими технологиями надо ехать в Европу или Америку…


— Совершенно зря! Я точно могу сказать, что в сети клиник «Экомед» работают врачи мирового уровня. Все зависит от обучения, оборудования и возможности практиковаться в лучших центрах ЭКО по всему миру. Здесь я вижу соблюдение всех трех условий. Причем Салтанат Байкошкарова, ваш руководитель, не только организует стажировки сотрудников сети «Экомед», но и привозит в Казахстан лучших специалистов, и проводит обучение для всех репродуктологов и смежных специалистов страны. Тот путь, который прошла ваша сфера ЭКО, я могу сравнить с опытом Японии. Вы прекрасно знаете, что сначала эта страна завозила к себе самые передовые технологии, а затем сама стала лидером в области новаций. Вы приближаетесь к этому.


— Есть ли жесткая связь между ценой протокола и его результатом? Всегда ли то, что дорого, значит с большей гарантией?


— Существует зависимость между ценой и временем. Опять приведу сравнение. Есть престижная новая марка машины. Но добраться до нужного места вы сможете и в более простом, дешевом автомобиле. Хорошо, что сейчас мы имеем этот выбор — раньше врач мог предложить пациенту только представительский класс, только дорогой протокол. Сейчас у нас есть альтернатива, и ею стоит активнее пользоваться. Зачастую разница только во времени, отделяющем пару от успеха. Если при использовании золотого стандарта мы получаем результат примерно через 2-3 месяца, то альтернативные методы увеличивают время до четырех, пяти месяцев, но пациент платит на 60-70 процентов меньше. При этом не стоит забывать, что есть большая категория пациентов, которым золотой стандарт просто не подходит по медицинским показаниям.


— То есть иногда стандартный, дорогой протокол не приносит успеха в отличии от более дешевого варианта?


— Если овариальный резерв достаточный, то стимуляция по протоколу золотого стандарта даст очень хороший результат, вы действительно получите большое количество яйцеклеток, с которыми можно будет работать. Обычно это очень удобно, если зачатие не происходит из-за проблем с фаллоппиевыми трубами или из-за мужского фактора. Но если овариальный резерв низкий, то с дорогой стимуляцией или без нее результат будет примерно одинаковый.

Так стоит ли тратить ресурсы?  Причем именно группа пациентов с низким овариальным резервом считается у репродуктологов самой проблемной и неперспективной. Ей уделяется меньше всего внимания и на

научных конгрессах. Есть еще группа пациентов с поликистозными яичниками. По данным репродуктологов, такой диагноз имеет примерно 10-20 процентов пациентов во всем мире. Для них активная стимуляция просто противопоказана. И как раз мало затратные, альтернативные методы не только экономят средства, но и являются ответом на запрос таких пациентов.


— Насколько понимаю, в США и Европе многие клиники, чтобы не портить статистику, «неперспективным» пациентам сразу предлагают донорские яйцеклетки.


— Это действительно так, а «Экомед» уже восемь лет работает и там, где шансы минимальные. Это еще один повод, почему я так уверен — скоро к вам будут приезжать врачи из других стран, чтобы перенимать ваш уникальный опыт. Я заметил, что чем более образованны женщины, тем чаще они хотят получить ребенка именно из своих клеток и не хотят прибегать к услугам доноров. Хотя могу сказать точно, что не видел ни одной семьи, в которой бы родители пожалели о появлении ребенка, вне зависимости от технологии и соответствия генетического материала.  Когда женщина вынашивает беременность, чувствует движение ребенка внутри себя, рожает его, то у нее не остается сомнений — это ее ребенок.  Если говорить о спонтанной беременности, то женщина зачастую не так ценит появление ребенка. А когда к успеху ведет долгий путь, то в любом случае ребенок оказывается очень желанным и дорогим.